Знаете, при всем уважении к Йоргосу Лантимосу и той нише, которую он занял для себя в сфере независимого авторского кино, я не могу сказать, что я его последователь. Кинематографический язык, на котором он разговаривает со зрителем, и художественные приемы, которые он использует, мне не всегда понятны. Но вопросы, которые он поднимает в своей ленте, мне очень интересны и близки. Особенно это касается фильма «Лобстер». Лантимос показал альтернативный мир, где людям запрещено жить без партнера. Эта картина – своеобразный этюд на тему того, кому живется комфортнее и теплее: семьям или одиноким людям.
В общем, если бы не суровый открытый финал, я бы даже назвал «Лобстера» любовной историей. Лантимос также снялся в остросюжетной драме «Убийство священного оленя», которая способствовала популяризации таланта одного из актерских корифеев своего поколения Барри Кеогэна. Но в 217 году, на съемках исторического фильма «Фаворитка королевы» о ссоре двух фрейлин, пытающихся контролировать ослабленную и больную королеву Англии Анну, Йоргос Лантимос испытывает новые эмоции. Он сделал Эмму Стоун своей музой и пригласил ее сыграть главную роль в своем новом фильме «Бедные и несчастные».
Этот фильм можно назвать переосмыслением классических произведений «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Собачье сердце» Михаила Булгакова.
Это история женщины, которая решает покончить жизнь самоубийством, прыгнув с моста будучи беременной. Еще свежую группу ловит у реки Годвин Бакстер, хирург со склонностью к ужасным экспериментам. Он оживляет несчастную женщину, пересадив ей в голову мозг будущей дочери. В результате таких переживаний женщины имеют тела взрослых, но их сознание и инстинкты находятся на уровне младенцев. Годвин называет существо Беллой и начинает воспитывать ее как свою собственную дочь. А чтобы более внимательно следить за темпами ее интеллектуального развития, Бакстер нанимает в помощь Макса, одного из своих учеников-хирургов, который повсюду следует за Беллой и записывает каждое ее слово, движение и мысль. Но вскоре этой юной девушке с ребяческим и хрупким сердцем предстоит отправиться в путешествие, чтобы открыть для себя этот несовершенный мир, полный несправедливости.
Знаете, мне не хотелось использовать эту аналогию, но с точки зрения сюжета «Отверженные» очень напоминают прошлые кассовые хиты о куклах Барби. Вся история также вращается вокруг наивного главного героя. Женщина, которая входит в реальный мир из идеальной тепличной среды и вынуждена определять свои условия и постоянно приспосабливаться и жить по указке других, или просто плюнуть на других и следовать своей линии. Но в отличие от Греты Гервиг, Лантимос избрал более экзотический, а порой даже провокационный подход к этой истории. Он решил показать процесс самопознания Веры и формирования ее личностного и социального статуса через призму ее сексуального осознания себя и окружающих. И возможно, именно это режиссерское решение стало своеобразным камнем для этого фильма. В результате вместо того, чтобы двигаться легкой, быстрой походкой на протяжении всего 135-минутного пробега, он немного прихрамывал время выполнения.
Конечно, предыдущие работы Лантимоса имели различный сексуальный подтекст, но он никогда не выдвигал их на первый план. А в «Несчастных бедняках» именно эти подтексты фактически мешают решению основных проблем, поднимаемых в фильме. Честно говоря, если бы я посмотрел этот фильм отдельно от прошлой фильмографии этого режиссера, я бы понял, что Йоргос не настолько латентный эротоман, чтобы восхищаться Эммой Стоун, а просто снимать фильм об Эмме Стоун что он просто искал хорошее оправдание. Фильм, ориентированный на взрослых, но с необходимостью поддерживать имидж любимца критиков и киноведов, жестокая история об Эмме, с сюжетом из классиков мировой литературы и и без того весьма банальным обсуждением темы. Проблема, с которой сталкивается современное общество, состоит в том, что ему пришлось разбавить поток эротических фантазий.
Тот, кто видел удивительно остроумную комедию братьев Коэнов «Большой Лебовски», легко вспомнит ветерана войны во Вьетнаме Уолтера, очень колоритного персонажа фильма. Почти все разговоры Уолтера в конечном итоге возвращаются к войне во Вьетнаме. Итак, в «Бедном несчастном» Лантимос страдает точно от той же проблемы. Другими словами, почти каждая интересная мысль, которую вы улавливаете, заканчивается сексом. Во время просмотра, кроме наблюдения за тем, как Эмма корчится в разных позах и стонет в оргазме, Лантимосу кажется, что нечего предложить зрителю, пытаясь компенсировать недостаток понятных мыслей обилием секса.Никогда не казалось, что я слишком старался сцена. Если бы мне пришлось выбрать один эпизод, который лучше всего передает суть и общее настроение всего фильма, то это был бы тот, где Белла сидит за кухонным столом, публично ублажая себя столовыми приборами. Разве это не смело и легко? Что ж, в какой-то степени это может быть и так, но даже когда Лантимос пытается бросить хлам в глаза зрителям, смысловая нагрузка его новой работы весьма незначительна.
Собственно, картина даже не оправдывает своего названия (по крайней мере его российской интерпретации).
Тема классового неравенства упоминается всего один раз. Да, этот момент можно назвать прозрением героя. Потому что осознание Верой того факта, что в мире есть не только богатые и успешные люди, но и нуждающиеся люди, оказывает большое влияние на развитие ее личности. Мы все еще находимся на ранней стадии формирования. Причем оно было настолько велико, что впоследствии она стала убежденной социалисткой. Однако вся эта история в конечном итоге тонет в бесконечных сексуальных приключениях и столкновениях главного героя с мужчинами. Но по этой же причине все остальные попытки кинематографистов в каком-то интеллектуальном направлении терпят неудачу.
Очевидно, режиссера гораздо больше интересует вопрос сексуального воспитания женщины со зрелым и очень привлекательным телом и разумом, колеблющимся на уровне маленького ребенка. Для Беллы, впервые испытывающей физическую близость, секс поначалу является просто средством получения удовольствия, но как только она осознает ценность зарабатывания денег, секс становится средством существования. Естественно, при таких серьезных беспорядочных связях у нее не могут не возникнуть проблемы в отношениях с ревнивыми мужчинами. Это подводит ко второй основной теме фильма: психологические манипуляции, давление и насилие в отношениях. Конечно, эта тема очень нужная и актуальная, но за последние годы о ней высказалось уже бесчисленное множество кинематографистов, поэтому в «Бедных и несчастных» она отходит на жуткий второй план, я это вижу. А финал фильма, имевший характерную феминистскую атмосферу, в целом был очень неприятным.
Единственное звено картины, к которому у меня не возникло никаких вопросов, это актёрские работы.
Не хочу петь нудную хвалебную песнь Эмме Стоун, но то, что она так точно вписывается в любимый фанатами проект, это must-see для каждого критика, вручающего «Золотой глобус», это уже заметили журналисты и журналисты. Но что меня действительно приятно удивило, так это Марк Руффало. Честно говоря, до того, как я увидел «Несчастного бедняка», я не думал, что он настолько подойдет на роль неудачливого героя-любовника. Превращение своего персонажа, появившегося в начале фильма кокетливым рассказчиком, воспринимавшим Веру лишь как кратковременную интрижку, в навязчивого и надоедливого поклонника. Эта так называемая любовь лишь незначительно связана с агрессией. Ощущение обладания, пожалуй, самая интересная часть всего действия. Уиллем Дефо также неплохо справляется с ролью незадачливого хирурга Годвина (кстати, в том, что Белл на протяжении всего фильма называет его «Богом», есть символизм), но его ужасающий грим запоминается больше. А вот Маргарет Куэлли, примерившая на себя образ очередного ребенка ужасных экспериментов Бакстера, была довольна своим небольшим, но ярким присутствием.
Ещё одна деталь, кою я не могу не отметить, это визуальная составляющая.
На этот раз Лантимос решил отойти от своего привычного стиля, более близкого к реализму. Сочетание викторианского Лондона и футуристического пейзажа с элементами стимпанка – редкое зрелище. Сочетание цветной и черно-белой фотографии делает все происходящее на экране еще более экзотичным. Как говорится, красиво или нет – дело вкуса. Но в любом случае с визуальной точки зрения фильм выглядит интересно. Единственное, я все же хочу поставить оператору лайк за то, что по какой-то причине в некоторых сценах они решили использовать объектив «рыбий глаз». На мой взгляд, это была не очень хорошая техника.
Вот так я бы резюмировал весь фильм и его темы. Если скрестить историю Франкенштейна с диптихом «Нимфоманка» Ларса фон Триера, гибрид, скорее всего, будет выглядеть как новая работа Лантимоса. Я понимаю, что хотел сказать этим фильмом режиссер Йоргос, но, к сожалению, не разделяю энтузиазма западных критиков по поводу этого фильма. Конечно, есть обоснованные идеи о социальном неравенстве и женской независимости, но сам режиссер тратит более двух часов, погружая эти идеи в пучину разврата. В результате «Бедный несчастный» больше похож на порнографию высокого искусства, чем на фантастическую басню о насущных проблемах общества. Я никогда не думал, что скажу это, но если Стоун будет участвовать в следующем фильме Лантимоса, это может стать потенциальной проблемой для проекта, если Йоргос снова сместит фокус с истории на саму Эмму. Несмотря на ее обаяние, результаты могут оказаться удручающими.