Российский режиссер Алексей Герман-младший дал большое интервью американскому изданию Variety, в котором рассказал о своем новом фильме — военной драме «Воздух» и ответил на множество провокационных вопросов о современных политических событиях. Алексей Герман-младший также рассказал о бессмысленности попыток уничтожить русскую культуру в странах Запада и бесперспективности отказа от диалога. Выдержки из этого интервью приведены ниже.
Прежде чем мы углубимся в обсуждение фильма «Воздух», пожалуйста, объясните вашу позицию по поводу происходящего на Украине.
Моя позиция очень проста. В 2015 году мы провели премьерный показ фильма «Под электрическими облаками» в Берлине. Фильм начался с разговора о глобализации и о том, что она не спасет нас от больших войн. В то время многие люди задавались вопросом, что я имел в виду под этим. Я ответил, что абсолютное непонимание с обеих сторон является следствием и причиной невозможности диалога и компромисса. И это обязательно приведет к войне. Нынешняя трагедия является результатом отсутствия попыток диалога между Западом и Россией за последнее десятилетие. К сожалению, результат был полностью предсказуем.
Российские фильмы и режиссеры были отстранены от участия во многих кинофестивалях. Что вы чувствуете по этому поводу
Россиянам также запретили заниматься международным спортом. Музыкантам тоже запрещено. И создатели фильма. Это чистая глупость, потому что культура должна поддерживать диалог. Некоторые мероприятия были действительно великолепными. Мой предыдущий фильм, показанный в Каннах, был снят без государственной поддержки, при участии французской компании «МК2», но на последующие кинофестивали он не был принят. Шоу отменили буквально в последнюю минуту. Мы сказали им: «Если вы не хотите смотреть этот фильм, это ваш выбор». Но русскую культуру отменить невозможно. Русское кино, русская литература, русская музыка существовали бы без нас и без фестивалей.
Исторически сложилось так, что многие фильмы Андрея Тарковского (известного польского режиссера. — Прим. Варьете) никогда не демонстрировались на международных кинофестивалях. И важнейшие фильмы отца Алексея Германа тоже не демонстрировались на кинофестивалях. Говорит ли это что-то об их качестве? В любом случае рано или поздно диалог придется возобновить. Культура – первый инструмент для этого.
Вы понимаете, что «Воздух» исключен из программ большинства зарубежных фестивалей из-за государственного финансирования?
Я начал сниматься в «Воздухе» в 2018 году. Но в любом случае 80% фильмов в моей стране поддерживаются государством. Без этого снять фильм практически невозможно. Есть независимые проекты, но их количество очень мало. Мы рассматриваем отмену российских фильмов как иронию. Я уверен, что это ошибка. Но это решение приняла Европа.
Разве вы не присоединяетесь к российскому государству, продолжая производство фильма об Отечественной войне во время реального конфликта?
Тема моего фильма — тяжелая цена, которую Советский Союз заплатил за свою победу. Во-вторых, у меня есть обязательство перед актерами, персоналом, инвесторами и другими заинтересованными сторонами завершить то, что я начал. Мы хотели бы поблагодарить всех этих людей за поддержку. Я не мог предать всех этих людей, остановиться и обвинить их в изменившихся обстоятельствах. Наконец, на протяжении всего этого процесса никто не заставлял меня что-либо менять в моем фильме. Цензуры не было.
Вы когда-нибудь рассматривали возможность приостановки производства фильма?
нет. Но были, конечно, моменты, когда я совсем не был уверен, что смогу закончить это.
Вы говорили, и фильм рассказывает об огромных человеческих жертвах войны. Но он фокусируется только на потерях русских и очеловечивает только одного немецкого бойца. Почему?
Возможно, у нас другое мировоззрение, другая точка зрения, чем у европейцев. Во время Второй мировой войны с 1941 по 1943 год Россия боролась за выживание. Жестокая битва. Только во время блокады Ленинграда погиб один миллион человек. Я снимал сцены войны. Речь идет о ненависти. Об убийстве других, чтобы выжить. Я не говорю, что это хорошо.
Как режиссеру я должен был находиться в определенном настроении, чтобы выйти на поле боя вместе с актерами и увидеть и запечатлеть эту борьбу за выживание и то, как люди становятся убийцами. Если мы стремимся выражать истину, мы не можем просто переосмыслить и принять точку зрения других. Я не думаю, что на тот момент была необходимость представлять другие точки зрения. Атмосфера уже была мрачной. Это трагедия.
Пару раз в фильме звучит фраза о том, что важнее — государство или отдельный человек. Учитывая то, что вы только что сказали, не могли бы вы подробнее остановиться на этих мыслях?
Мое мнение, как я сказал в фильме, таково, что в России они имеют равный вес.
Пожалуйста, опишите технологии, использованный для создания фильма «Воздух», полного захватывающих воздушных сражений, показанных крупным планом и показавшихся чрезвычайно реалистичными.
С самого начала у нас была амбиция создать что-то столь же впечатляющее, как Дюнкерк, но за двенадцатую цену. Возникли большие технические трудности, поскольку сохранилось очень мало подлинных самолетов времен Второй мировой войны. Я не знаю, использует ли кто-нибудь в Европе или Азии технологию, которую мы придумали. Я использовал компьютерную графику и модель самолета. Затем они использовали небольшие спортивные самолеты для съемок в воздухе, создания воздушных дуэлей и покадрового монтажа отснятого материала.
Мы также спроектировали и изготовили специальный механизм, позволяющий поднимать актеров и самолет на 10–12 метров внутри специальной сцены и снимали с использованием технологий виртуальной съемки перед светодиодным экраном. Это значит, что когда вы смотрите на Землю с неба, она выглядит очень реалистично. И когда самолет трясся от взрыва, это была не компьютерная графика.