На протяжении более полувека военный конфликт во Вьетнаме был трудноизлечимой и периодически кровоточащей раной американского общества. Ее провал стал настолько болезненной пощечиной для американцев, что тема до сих пор находит отражение в творчестве многих признанных мастеров студии. На мой взгляд, самые сильные заявления о войне во Вьетнаме, перенесенные в кино, были сделаны в прошлом веке, когда воспоминания о ней были еще свежи. Среди них выделяются безумные, кровавые эпопеи «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола), «Взвод» (Оливер Стоун) и «Охотник на оленей» (Майкл Чимино).
Эти фильмы с большой ясностью и красноречием иллюстрируют многие аспекты этого конфликта: ожесточенные бои, проходившие на суше и на воде; героизм солдат, многие из которых были вынуждены погибнуть, выполняя невыполнимые боевые задачи, которые были поручены им некомпетентными людьми; генералы, которые часто не знали об истинной ситуации на линии фронта и прятались в удобных штабах в Сайгоне; военные преступления совершались параноидальными американскими солдатами, которые начали видеть в каждом азиатском лице вьетконговца, многие из которых были последствиями посттравматического синдрома; военнослужащие улетели обратно в свои страны, чтобы никогда не вернуться к нормальной жизни. Однако что общего у большинства голливудских фильмов о войне во Вьетнаме, так это то, что все они сосредоточены непосредственно на сражениях и ужасах, произошедших на поле боя.
Сериал «Сочувствующий» предлагает зрителю взглянуть на тот конфликт с абсолютно иного ракурса.
Посмотрите на это глазами южновьетнамских беженцев, которые считали, что капиталистическая система превосходит коммунизм, и иммигрировали в Соединенные Штаты в поисках лучшей жизни после падения Сайгона. Одним из факторов, побудивших меня посмотреть это шоу, было участие в качестве одного из создателей Пак Чан Ука — корейского режиссера, который особенный для меня, потому что именно его фильм «Олдбой» открыл мне на него глаза. Любовь к корейскому кино со временем переросла в полноценный роман. Между прочим, хотя Пак Чхан Ук уже имеет репутацию мэтра корейского кино, сериал «Сочувствующий» — лишь его второй набег на Голливуд, результатом первого из которых стал стильный эстетический триллер «Стокер», часть которого также затрагивала тему насилия как в глубине человеческой психики зарождаются тенденции и моральный психоз.
Действие пьесы происходит в послевоенном Вьетнаме. Шпион, которого Коммунистическая партия представила правительству Южного Вьетнама, возвращается из США. Вернувшись домой, он вспоминает все, что пережил во время деловой поездки в США. Тихий, открытый генерал, проникнутый привлекательным американским либеральным мировоззрением, подстрекаемый этими американцами, объявил себя правителем Вьетнама и назвал коммунистов, тайно работающих в различных учреждениях его правительства, «сочувствующими». «Одним из «сочувствующих» оказался главный герой сериала. Он успешно заслужил расположение генерала и стал его правой рукой. Когда США объявили о выводе войск из Вьетнама, проамерикански настроенный нелегитимный правитель был вынужден сражаться со своими многочисленными последователями. Покиньте страну вместе. Затем партийное руководство поручает «сочувствующим» отправиться в Соединенные Штаты вместе с беглецами и сообщить им о том, что происходит в логове врага.
Пожалуй, главной проблемой сериала можно назвать его чрезмерную перегруженность сюжетными ветками.
Конструктивно он очень похож на большой торт, причем некоторые слои слишком контрастируют друг с другом. Здесь есть место и напряженным шпионским играм, и естественной драме человека, трудящегося на два противоборствующих режима, каждый из которых в конечном итоге просто пережевывает его и выплевывает, как потерявшую вкус жвачку, и сложные отношения между «Сочувствующий» и женщин, а также воспоминание о юности главного героя, проведенной в раздираемом войной Вьетнаме, где его неокрепший разум терзал очень детский вопрос: кто его отец? Кто, отца у него никогда не было. Видя иллюзорные амбиции южновьетнамского генерала восстановить контроль над своей страной, он не может смириться с болью поражения и с тем фактом, что теперь он стал обычным клоуном с королевским приличием. Все это происходит на фоне глобального конфликта между коммунистической и капиталистической системами. После просмотра у меня сложилось ощущение, что создателям сериала просто не хватило семи серий, чтобы равномерно распределить такой большой объем информации на протяжении всего тиража.
По этой же причине очень трудно идентифицировать сериал по какой-либо жанровой принадлежности.
Он содержит элементы триллера о кроте, ведущем двойную игру, снятого в лучших традициях блестящего фильма Мартина Скорсезе «Отступники», и представляет собой хронику остроумнейшей политической сатиры американского истеблишмента. А во второй версии сериал работает еще лучше, потому что, когда «Сочувствующий» ступает на американскую землю вместе со своими соотечественниками, он обнаруживает, что американская мечта кажется привлекательной только на другом континенте. Свободы, так хвалимые политической и культурной элитой оставили их полностью лишенными духовности, их единственным богоподобным кумиром являются деньги и блага, которые они могут принести, до такой степени, что самые умные и образованные люди в стране погрязли во лжи, сексе и наркотиках, это трудно себе представить что они способны управлять страной, ведь пока все эти политики, интеллектуалы и деятели культуры дают всем окружающим «ценные» советы о том, кому и как жить, они сами Но в положении сторонних наблюдателей, их обветренные и обветренные -избитый спокойный вел себя хуже, чем группа свиней. Похоже, что если бы те американские солдаты, которые вернулись из Вьетнама, случайно увидели эту сторону своей интеллигенции, они были бы глубоко поражены ее мрачным подтекстом и разочаровались бы в своей стране, не говоря уже о вьетнамских беженцах. Большинство из них — вьетнамские беженцы. Они выросли на том принципе, что духовная нищета для человека страшнее материальной.
Безусловно, огромным подспорьем для сериала стало участие в нём новоиспечённого обладателя «Оскара» Роберта Дауни мл.
Не вру, могу сказать, что когда появился Роберт Дауни-младший, я был в восторге наконец выполнил все свои контрактные обязательства перед Marvel и смог перейти к новым проектам, поскольку стало ясно, что он перерастает кинематографическую вселенную Marvel. Даже после его выступления в правозащитной драме Дэвида Добкина «Судья» его необыкновенный драматический потенциал стал заметен, во многом благодаря Роберту Дауни-младшему. · Харизма Роберта Дауни-младшего способна выйти на весьма достойный уровень. За время перерыва он зарекомендовал себя как гений, миллиардер, плейбой и филантроп. В прошлом году под руководством Нолана карьера Дауни-младшего вышла на новый уровень, а теперь под руководством Пак Чан Ука он пошел еще на шаг дальше.
В «Сочувствующем» Роберт воплощает на экране одновременно четырех совершенно разных персонажей: агента ЦРУ, координирующего действия южновьетнамского правительства в Сайгоне; конгрессмена, который кормил вьетнамских беженцев и громко обещал, что они вскоре вернут себе свою страну; профессор востоковедения, в глубине души презиравший восточные традиции и методы ведения войны (настоящая неожиданность здесь в том, что этому человеку поручили написать текст публичной речи для вышеупомянутого конгрессмена, который готовится сделать майора); фильм о войне во Вьетнаме. Все эти роли, сыгранные Дауни-младшим, имеют определенное символическое значение, поскольку каждая из его ролей воплощает в себе один из смежных пороков американской элиты: двуличность, часто не подкрепленную реальными действиями.
Вполне логично и естественно, что эти «умнейшие» руководители США смогли найти лучшее применение вьетнамским беженцам, оценив иронию судьбы, пригласив их всех за символическую плату в качестве статистов в фильме о войне во Вьетнаме. — Да, что касается той войны, многие из них потеряли свои дома и семьи. Глядя на обращение с соотечественниками, слова южновьетнамского генерала прозвучали почти пророчески: «Америка — это страна, которая сначала съедает душу, а потом жалуется на несварение желудка». Что касается Дауни-младшего, то все его персонажи замечательны а венцом его игры и работы оператора и гримера является великолепная сцена, где все его персонажи появляются в кадре одновременно. Я нисколько не удивлюсь, если в следующем году имя Роберта появится в шорт-листе различных престижных премий.
На фоне столь колкой и местами провокационной сатиры, сюжетная арка со шпионажем несколько теряется
Хотя история «Сочувствующего» (которого, кстати, играет молодой актер Хо Сюандэ вьетнамского происхождения) сама по себе трагедия, и, как бы противоречиво это ни звучало, всех персонажей «Сочувствующего» «Эта история — трагедия. Он единственный в сериале, кто достоин симпатии. В рамках своей миссии он должен убивать людей, и после трех лет, которые он провел на американской земле, по его следам пошли призраки его жертв, а бесконечная игра между двумя фронтами фактически стерла его следы истинная личность. Глядя на себя в зеркало, «сочувствующий» уже не мог дать внятного ответа на простой вопрос: верен ли он по-прежнему Коммунистической партии или только что убедился в этом, но на самом деле он уже почувствовал вкус Америки. Комфорт и толерантность, сам За это время ты стал сторонником капитализма, проникнувшись идеологией своего врага? И, если финальная серия сериала меня не слишком впечатлила, поскольку создатели так много вложили в нее, то конкретная судьба «Сочувствующего» не вызвала никаких вопросов, поскольку она была единственно возможной большую часть своей взрослой жизни провел, лгая и притворяясь.
В целом, я должен признать, что Пак Чан Ук и его команда удивили многих политиков и общественных деятелей, которые выступали за вмешательство США во Вьетнамскую войну, создав изобретательную и резкую брошюру об изнанке войны во Вьетнаме. Конфликты могут предпочитать застенчиво скрываться, чтобы избежать посторонних глаз. Да, сериал в какой-то степени для всех, так как крутые диалоговые разделы явно перевешивают зрелищность, да и в целом сценарий имеет шероховатости, ведь как я уже говорил, для такого большого количества информации семи серий явно недостаточно довести до ума все тонкости сюжета. Однако Пак Чхан Ук не утратил чувства стиля и умения создавать привлекательные видеоряды, всего лишь голливудская суперзвезда, очень гармонично дополняющая зрелый азиатский актерский состав. Всем, кто интересуется темой вьетнамского конфликта и политическими интригами, сплетенными среди высокопоставленных офицеров солдатами, отдавшими свои жизни на поле боя, я определенно рекомендую вам уделить время просмотру «Сочувствующего», потому что после его просмотра загадки в вашем head приобретет более полную функциональность.