Думаю, никто не станет спорить, если я скажу, что фильмы о мошенниках и ярких аферистах уже давно утвердились в отдельный поджанр. Так совпало, что на рубеже ХХ и XXI веков голливудские мэтры запустили сразу два шикарных фильма о лжецах, которые через три года превратили аферы в высокое искусство, — «Талантливый мистер Рипли». «Поймай меня, если сможешь» Энтони Мингелла и Стивена Спилберга Главные герои этих историй, Том Рипли и Фрэнк Абигнейл, мастерски умеют пускать пыль в глаза людям до такой степени, что кажется, что у них как минимум вдвое меньше энергии расходы на обман людей были вложены в какое-то честное и законное дело, я бы без проблем добился успеха, если бы это был кто-то из них. Оба героя имеют схожую черту — они оба желают жить роскошной жизнью с минимальными усилиями, поэтому они предпочли бы это выбери скользкий путь обмана, чем упорно работай.
Том и Фрэнк научились очень умело эксплуатировать несовершенства правоохранительных органов и судебной системы, не чураясь любых тактик вроде подделки подписей, печатей, банковских чеков и паспортов. А когда дело доходит до психологических манипуляций, они вообще большие мастера — легко завоевывают доверие незнакомцев и, подобно хамелеонам, могут моментально приспособиться к любой ситуации, поэтому могут подражать совершенно другим людям и вести своих жертв за руку и избежать подозрений полиции. Теперь, спустя четверть века после выхода гениального фильма с Мэттом Дэймоном в главной роли, история Тома Рипли получила еще одно воплощение, но на этот раз в виде мини-сериала.
Честно говоря, признаюсь, что у меня были обоснованные сомнения в целесообразности создания этого сериала в первую очередь – ведь роман Патрисии Хайсмит уже имел фантастическую экранизацию вышеупомянутого Дэймона. Фильм дополняет другие работы Энтони Мингеллы, который, помимо «Талантливого мистера Рипли», снял оскароносный «Английский пациент» и масштабную историческую драму «Холодная гора» о человеке из США. Я очень оптимистично смотрю на трагическую историю любви, разворачивающуюся на фоне кровавой гражданской войны. Для этого сериала исходный материал необходимо было полностью переработать, чтобы у взрослой аудитории не возникало ощущения, будто они просто решили втиснуть знакомую историю в слегка измененную упаковку.
Однако оптимизм подбадривал тот факт, что постановку доверили очень способному сценаристу Стивену Зайллиану. Да, Стивен не участвовал в создании двух фильмов, о которых я упомянул в первом абзаце, но он участвовал в «Списке Шиндлера», еще одном признанном шедевре Спилберга, а кроме того, он еще работал с Рэдом Ли Скоттом и Дэвидом, весьма успешно сработавшимися вместе. Финчер и Мартин Скорсезе. Последний, кстати, помог экранизировать книгу «Я слышал, ты красишь дома», которая также легла в основу фильма «Ирландец». Зайлиан также сам снял все серии «Рипли.
Итак, действие сериала разворачивается в Италии, куда по поручению успешного судостроителя Герберта Гринлифа приезжает авантюрист и мелкий мошенник Том Рипли.
Перед Томом стоит вполне конкретная задача: сын Гринлифа Ричард (друг Дики) уже несколько лет живет в итальянском курортном городке, паразитируя и транжиря деньги своих родителей, а Герберт, друг по колледжу, который принимает Тома за своего несчастного сына, спрашивает его: отправиться в Италию, найти Ричарда и убедить потерявшегося ребенка вернуться домой, так сказать, под защиту родителей, чтобы получить щедрое вознаграждение. Однако после встречи с Ричардом и краткой беседы с ним сообразительный Том понимает, что может получить больше прибыли от этого избалованного папиного сына, и решает остаться в Италии.
Одним из первых, казалось бы, простых, но блестящих новшеств Зайлиана как режиссера стало решение снимать сериал в черно-белом режиме. Эта цветовая гамма в корне меняет стиль рассказа Тома Рипли, поскольку черно-белые тона убирают ауру гламура и толстый слой блеска и гламура с величественных улиц Италии. Страна превратилась из магнита для тысяч туристов и любителей живописи и античной архитектуры в призрачный древний лабиринт, являвшийся в каком-то смысле отражением внутреннего мира главного героя.
Портреты из сериала органично дополнены такими деталями, как относительно небольшое количество кадров знакомых пейзажей, аскетические пейзажи и немногочисленная статистка, присутствующая в кадре, — все это создает ощущение, будто вы смотрите нуар-триллер в запертой комнате с Элементы детектива. И, как бы я ни любил фильмы Мингеллы, должен сказать, что этот неожиданный способ подачи материала соответствует костяку истории Тома Рипли так же идеально, как выглаженный, сшитый на заказ смокинг. То же самое, что сидеть на плечах богатого дворянина. Однако я должен быть честным и предупредить вас, что первые две серии шоу немного медленные, поэтому всем любителям начать сразу придется потерпеть. Однако, начиная с третьего эпизода, проект набирает крейсерскую скорость, а уровень напряжения систематически возрастает и сохраняется до конца.
Еще одним важным аспектом, над которым Зайлиан проделал большую работу, была полная переработка характера главного героя. В частности, эта работа отражает психологический портрет самого Тома. В экранной интерпретации Рипли Мэттом Дэймоном двадцать пять лет назад Том также является искусным мошенником, но в душе он все еще таит почти детскую невинность. После встречи с Дикки он искренне верил, что сможет завязать по-настоящему крепкую дружбу с богатым и избалованным гулякой, полагая, что сможет присоединиться к кампании своих друзей, состоящей из таких же неудачливых ошеломляющих людей. Хотя многие представители этой «золотой молодежи» после недолгого разговора с Томом понимают, что он не из их клуба богатых наследников, их души выходят за пределы бездонных кошельков родителей и становятся частью их круга. Том рассматривал Дикки как брата, но не получил взаимности, что мотивировало все, что он делал в будущем. Его многоуровневая афера была во многом импровизированной и спонтанной. Вы даже можете думать об этом как о своего рода «письменном тесте».
Рипли из той версии, что представил в сериале Эндрю Скотт, не обладает такой чертой, как наивность.
Уже будучи опытным аферистом к моменту прибытия на итальянское побережье, он был вынужден отправиться в это опасное путешествие не только из-за огромного гонорара, обещанного ему Гербертом Гринлифом, но и потому, что у него уже были проблемы с законом в Соединенных Штатах. Он очень строгий и расчетливый. Каждый взгляд в сериале «Рипли» на представителей богатого класса — это тот же взгляд, которым хищник обычно одаривает свою ничего не подозревающую жертву. И, благодаря знакомству с Дикки, акула оказывается в самых благодатных для нее водах – в кругу отпрысков с прекрасным приданым, родители которых усердно трудятся, чтобы заработать эти деньги, в процессе воспитания Придерживайтесь простого принцип, согласно которому дети — это цветок жизни; сорвите их, прежде чем они достигнут совершеннолетия, и отдайте няням, частным репетиторам, бесчисленным репетиторам и другим незнакомцам, которые будут учить их хорошим манерам, иностранным языкам, музыкальным инструментам, музыкальным инструментам, но не смогут привить им нужные знания жизненные и семейные ценности, ведь несмотря ни на что, это работа родителей.
Конечно, в подавляющем большинстве случаев такой «цветок» со временем вырастет в жирный сорняк, дефекты воспитания которого проявляются в излишней толерантности, излишней лени и безответственности, а также в полном неуважении. Для родителей и их работы. Это такой человек, который уже точно знает, как тратить чужие деньги, но не знает, насколько сложно их добыть, и его чувство ценности уменьшится, поэтому он без всякого сомнения позволит тратить чужие деньги. Кто-то вроде Тома Рипли входит в его дом и без сопротивления обманывает себя, даже не понимая, что его обманули. Том знал это, поэтому чувствовал себя как дома в компании молодых специалистов, которые транжирили состояния своих родителей под напыщенным предлогом поиска своего места в жизни и саморазвития.
Только Рипли в сериале, в отличие от Рипли в фильме, ему начисто не хватает сочувствия, ему чужды эмоции, а главное, он испытывает угрызения совести за свои действия, отсюда и все его обманы И с хитрой паутиной интриг так похожи гигантское сплошное полотно, создатель которого не привык полагаться на везение или слепое везение, я тщательно продумывал каждую мелочь на два шага вперед. Таким образом, создателям сериала удалось представить по-настоящему опасный, даже устрашающий образ Тома Рипли. Во многом это связано с выбором на эту роль Эндрю Скотта. Знаете, я даже не могу сказать, что Андрей сыграл сильно, просто природа наградила его таким видом, и Сам Бог велел ему сыграть злодея. На мой взгляд, когда образ главного героя изначально писался под конкретного актера, он идеально вписался в роль из-за холодного, невозмутимого лица Скотта и его каменного, пугающего выражения лица, образующего резкий контраст в черно-белом цвете. Тон был еще более решительным, и было несколько сцен, от которых у меня сразу пошли мурашки по коже. Я искренне надеюсь, что после очередного круто сыгранного антигероя Эндрю не станет заложником имиджа и не попадет в список злодеев «Долга» голливудских режиссеров, в который уже вошли Макс Миккель Сен, Кристоф Вальц и Дэниел. Брюль.
Что касается других ключевых персонажей, то их портреты и характеры также были заметно освежены.
Если Джуд Лоу блистал в роли Дикки Гринлифа в предыдущей экранизации, то он изобразил своего героя беспокойным, эксцентричным и вспыльчивым человеком, который очаровывал зрителей своей страстной харизмой. Все окружающие в него влюблялись, причем несмотря на здоровое банковский счет, он так и не раскрыл свою личность. Благородный по рождению, благородный в манерах и, казалось бы, хороший парень в управлении абсолютно всем, кого встречает, Дикки — полная противоположность. Джонни Флинн здесь изображает не что иное, как чисто прагматичного аристократа, и он предпринимает откровенно бездарную попытку в изобразительном искусстве. Я не могу сказать, что Флинн как-то блещет как актер, потому что такая трактовка персонажа этого не означает — от него больше требуется выглядеть солидно в кадре, чего о Джуде Лоу точно нельзя сказать, который когда-то был номинирован на «Оскар» за роль Дикки. В целом, Дакота Фэннинг, которая играет девушку Дикки Мэгги Шервуд, могла бы получить ту же роль, что и Флинн. Дакота не портит картину, но и не делает ничего выдающегося, чтобы она запомнилась. Складывается впечатление, что создатели сериала намеренно ограничили экранное время второстепенных персонажей и написали их так, чтобы роль первой скрипки целиком исполнял Эндрю Скотт. И, надо сказать, этот шаг оправдал себя.
В целом, учитывая, что смотреть «Рипли» я начал скорее из праздного интереса, чем из больших ожиданий, сериал оставил у меня очень благоприятное впечатление, граничащее с энтузиазмом. Стивен Зайлиан преподал старую известную историю мастер-класс по ее искажению, добавлению такого количества деталей и неожиданному попаданию в яблочко с окружением, которое не выглядело неуместным из трейлера. В результате получился мрачный, напряженный триллер, отвечающий всем требованиям жанра и являющийся потенциальным претендентом на почетную корону своей категории в предстоящем сезоне наград. Практически каждый компонент в этом проекте был выполнен на очень высоком уровне, начиная со сценария и заканчивая мастерской работой опытного оператора Роберта Элсвита, которому удалось многое запечатлеть даже в сдержанном черно-белом режиме. Впечатляющий тон объектива тоже. Для поклонников серии книг Патрисии Хайсмит эта серия определенно принадлежит разделу «Обязательно к просмотру».