Надо признать, что жанр «ужасы» сейчас переживает новый виток своего развития. Истории о призраках, полтергейстах, и прочих потусторонних сущностях, терроризирующих людей, в силу различных обстоятельств оказавшихся на их территории, народу уже приелись, в связи с чем заметно увеличился спрос на хорроры, в которых поднимаются острые социальные проблемы. И, хотя прошлый год для подобного кино стал крайне успешным, поскольку такие незаурядные авторские фильмы ужасов, как «Субстанция» и «Еретик», нашли отклик у пресытившейся аудитории и были отмечены номинациями на престижные награды, но сами по себе хорроры с неким скрытым подтекстом отнюдь не являются чем-то новым.
Как минимум, на ум приходит лента «Оно» 2014-ого года выпуска (ни в коем случае не путать с одноимённой экранизацией книги Стивена Кинга!), которая помимо того, что достойно выполняла свою прямую функцию по нагнетанию ощущения страха и безысходности на зрителя, ещё и ненавязчиво несла в себе просветительскую мысль о печальных последствиях беспорядочной половой жизни. А уж после того, как на радарах киноиндустрии жирной точкой замелькала студия A24, количество выпускаемых авторских ужасов увеличилось многократно, а ленты этого поджанра, до тех пор воспринимавшиеся как причудливые редкие деликатесы, ныне стали регулярным гостем в расписании кинотеатров.
Пролистывая библиотеку A24, кто-то вспомнит трилогию Тая Уэста «Икс», «Перл» и «Максин XXX», кто-то фильмы «Реинкарнация» и «Солнцестояние» Ари Астера, кто-то — мистический триллер «Герой наших снов», но, если говорить лично обо мне, то я бы, конечно, в первую очередь упомянул «Маяк» Роберта Эггерса, в котором отлично показано, что с человеком может сделать длительная изоляция от людей и в целом от внешнего мира, когда нехватка простого дружелюбного человеческого общения начинает компенсироваться алкоголем.
Похоже, что не отставать от кинематографических трендов решил и Стивен Содерберг, который в принципе по своей творческой натуре является экспериментатором. После завершения знаменитой криминально-комедийной трилогии о Дэнни Оушене и его друзьях, Содерберг будто бы дал обет не привязываться к чему-то одному, а постоянно искать новый режиссёрский опыт, а потому жанровое разнообразие в его фильмографии стало весьма внушительным. Исключением из правил в данном случае можно считать разве что картину «Супер Майк: Последний танец».
В конце января нынешнего года Стивен Содерберг представил на суд общественности свою свежую работу- фильм ужасов «Присутствие»
Судя по имеющемуся описанию, нас ожидает история с вполне типичным сюжетом о том, как среднестатистическая семья вынужденно переезжает в новый дом и через некоторое время замечает наличие в нём паранормальной активности. Однако отличительной фишкой «Присутствия» станет то, что на сей раз всё действие будет показано от лица призрака, а не людей. Получилось ли у Содерберга направить эту идею в некое креативное русло, мы с вами попробуем разобрать в этом тексте.
Как я уже сказал, завязка у фильма весьма заурядная: семейство Пэйн в результате одной очень неприятной истории вынуждено поспешно искать себе новоё жильё и, когда им волею случая попадается дом в респектабельном районе по привлекательной цене, то супруги Крис и Ребекка решают не мешкать и перебираются туда со своими двумя детьми-подростками. Однако вскоре после переезда их эмоционально нестабильная дочь Хлоя, чья лучшая подруга незадолго до этого умерла при загадочных обстоятельствах, начинает ощущать присутствие в стенах этого дома некоей потусторонней сущности.
Вообще, сама по себе идея снять фильм от лица призрака не нова. Знаю, сейчас уже тяжело об этом вспомнить, но в те времена, когда Дэвид Лоури ещё не разменял талант на деньги и не ушёл на большую зарплату в Дисней, чтобы снимать всякую проходную чепуху, вроде сказки «Питер Пэн и Венди», он снимал интересное и самобытное авторское кино. В тот период в послужном списке Дэвида появилась достаточно любопытная лента «Страшилка» (оригинальное название «A Ghost Story»), в которой рассказывалось о призраке, решившем после смерти не отправляться в мир иной, а вернуться в свой дом и незримо наблюдать за всем, что там происходит.
Но, если картина Лоури была в большей степени философским высказыванием, причём не только на тему загробной жизни, но и о цикличности человеческого бытия в целом, то Содерберг при содействии известного сценариста Дэвида Кеппа, взяв за основу аналогичную идею, решил поиграть с жанрами.
Собственно, главная проблема «Присутствия», как и многих других фильмов без определённой жанровой принадлежности, заключается в неправильной рекламной кампании. Очевидно, что маркетологи, не понимая как раскручивать подобный продукт, решили пойти самым простым путём и делать акцент на наиболее привлекательной для массового зрителя стороне данной ленты. Все постеры новой работы Содерберга буквально кричат, что это хоррор, обещая всем купившим билеты в кино леденящее кровь зрелище. Увы, но это не соответствует действительности.
Если порассуждать о жанровой принадлежности, то я бы назвал «Присутствие» семейной драмой с лёгким налётом мистики
Поэтому заранее предупреждаю всех желающих пощекотать нервы, посмотреть на море бутафорской крови и ощутить как мурашки пробегают по спине, когда кто-то из героев бродит по комнатам в кромешной темноте, скрывающей под своим покровом пугающую неизвестность- если вы купите билет на «Присутствие» ради всего этого, то будете сильно разочарованы. Возрастное ограничение «18+» данное полотно получило только потому, что в нём есть сцены употребления наркотических веществ. Собственно, отсюда и растут ноги у столь разительного расхождения в рейтингах ленты на известном агрегаторе рецензий- профессиональные критики, чьи оценки в целом благосклонны, оценивали её как кино-эксперимент, а вот зрители, коим недобросовестные рекламщики обещали совсем другое, забросали проект тухлыми помидорами.
Весь фильм снят от лица призрака, который становится невидимым свидетелем медленного и печального угасания семейного очага его новоиспечённых «сожителей». У легендарной советской и российской рок-группы «Наутилус Помпилиус» была песня, которая начиналась с такого куплета:
«В нашей семье каждый делает что-то,
Но никто не знает, что же делают рядом.
Такое ощущение, словно мы собираем
Машину, которая всех нас раздавит»
Семейство Пэйн живёт точь-в-точь по заветам этих строк. Мать семейства Ребекка (Люси Лью) холит и лелеет своего сына Тайлера, полностью исключив из методов его воспитания кнут и оставив лишь пряник, отчего парень вырос нарциссичным единоличником, привыкшим что всё и вся ему приносят на блюдце, тогда как дочери Хлое материнское внимание достаётся лишь по остаточному принципу. А у отца Криса (Крис Салливан), напротив, куда более тёплые отношения с дочерью.
Вот и получилось, что в доме живёт ни одна крепкая дружная семья, а два враждующих друг с другом клана, в чьей повседневной бытовой иерархии места поддержки, сочувствия и взаимопомощи заняли безразличие, высокомерие и холодность. Даже когда призрак, ставший невольным свидетелем сцен из их семейной жизни, даёт о себе знать, круша мебель в какой-нибудь из комнат, то все эти кровные родственники вместо того, чтобы сплотиться перед лицом общей проблемы, всё равно продолжают собачиться, желая уколоть друг друга посильней.
Так что, «Присутствие» — это прежде всего история о постепенном разложении семьи, члены которой относятся друг к другу с явным пренебрежением
Просто все эти страсти отдельно взятого домашнего очага Содерберг решил поместить в слегка мистическую обёртку. А в финале они с Кеппом ещё и сподобились на щепотку остросюжетного триллера. Буду откровенен, с такой жанровой смесью этой парочке не удалось избежать некоторых клише, вроде введения в повествование сцены с обращением Пэйнов к экстрасенсу, обладающего способностью общаться с потусторонними силами. Если рассматривать «Присутствие» в каждом его жанровом проявлении по отдельности, то ни в качестве семейной драмы, ни в качестве хоррора, ни в качестве триллера фильм не реализовался в полной мере, поскольку многие сюжетные ходы, элементы и атрибуты всех трёх этих направлений прожжённые киноманы видели уже великое множество раз в других фильмах, а добавить что-то новое у Содерберга банально не хватило ни ресурсов, ни скромного хронометража.
Тем не менее, сказать, что Стивен своей работой просто решил на авось попытаться влететь в новомодную волну авторских ужасов тоже язык не поворачивается. Не принеся ничего кардинально нового в содержимое своего фильма, Содерберг весьма креативно подошёл к самой форме подачи материала. В «Присутствии» он выступает не только в качестве режиссёра, но ещё и оператором. Как и его коллега по цеху Роберт Земекис в своём последнем проекте «Тогда. Сейчас. Потом», Стивен тоже решил локализовать всё действие своей картины в пределах одного дома и снимать всё это на одну единственную камеру, за которой находился он сам.
На протяжении всего фильма эта камера с разной скоростью перемещается по дому, создавая эффект полёта призрака, который то в шкафу спрячется и будет оттуда наблюдать за кем-то из жильцов, то зависнет над кухонным столом во время ужина и подслушает их разговор, то, шутки ради, перенесёт какой-нибудь предмет с одного места на другое. Причём, все без исключения сцены, включая самые длинные, снимались одним дублем. Так что, с технической стороны Содерберг подошёл к созданию своего нового полотна весьма изобретательно, да и сама задумка тоже неплохая.
Так что, если оценивать «Присутствие» именно как режиссёрский эксперимент, то получилось вполне занятно, хотя финал картины, даже не смотря на нотку драматургии в последней сцене перед титрами, получился слишком уж стремительным, оставив ощущение, что создатели упустили хорошую возможность взвинтить градус напряжения и просто хотели уже побыстрее закончить своё творение абы как. Актёрские работы тоже особого восторга не вызвали, хотя тут причина кроется скорее не в самих исполнителях главных ролей, а в специфичности исходного материала. Поэтому, если выделять кого-то персонально, то я бы остановился на Каллине Лянг, воплотившей образ эмоционально неустойчивой Хлои, к чьей персоне призрак проявляет повышенный интерес- учитывая, что это всего лишь вторая роль Лянг в большом кино, её работа заслуживает похвалы.
В общем и целом, с творческой стороны у данной ленты отнюдь не так всё плохо, как это рисуют зрительские рейтинги на различных сайтах. На мой взгляд, «Присутствие» стало жертвой безграмотной маркетинговой кампании, в коей основной акцент делался на «ужасах», которых в фильме почти и нет. Это кино про людей и про их собственных, внутренних монстров, таких как гнев, гордыня, злоба, зависть, нетерпимость и равнодушие к ближнему. С этими «монстрами» мы запросто можем столкнуться в нашей повседневной жизни, а потому они гораздо опасней и страшней, чем какие-то потусторонние сущности.
За такой правильный посыл, а также за энтузиазм, в отсутствии коего обвинить Содерберга точно нельзя, ибо желание выйти за привычные рамки жанров и создать что-то оригинальное в «Присутствии» видно невооружённым глазом, создателям картины уже можно поставить «плюсик». Если, как зритель, вы восприимчивы к кино-эксперименту, то оценить свежую работу Стивена однозначно стоит.